Алексей Халецкий (crazyhamster) wrote,
Алексей Халецкий
crazyhamster

...Производство музыкального альбома отличается от производства любого другого промышленного товара максимально высокой долей затрат на контент. Себестоимость самого компакт-диска вместе с коробкой, полиграфией и дизайном составляет $0,6 – 1. А «производство» музыки иногда обходится в баснословные суммы. Сюда входят затраты на аренду студии, оплату сессионных музыкантов, авторские и смежные права, сведение, мастеринг и т.д. Плюс косвенные издержки – реклама, PR, ротации на ТВ. Затраты на производство контента могут составлять от $10 000 для малобюджетных проектов до $40 млн для альбомов, например, Майкла Джексона. Так, для релизов Мадонны сумма авторских роялти составляет по $8 – 9 за каждый проданный диск...

...К сложностям рекорд-бизнеса стоит отнести его венчурную природу. В мировой практике только один из десяти новых релизов становится прибыльным. Однако этот единственный успешный релиз в Европе и США окупает убытки компаний по выпуску девяти оставшихся. В России процент вероятности точно такой же, однако окупить за счет гиперуспешного альбома девять провальных невозможно. Пираты мгновенно подхватывают любой популярный релиз и тем самым лишают прибыли его издателя. Поэтому на рынке выживают только компании, которые различными хитростями научились выводить «в ноль» большинство своих проектов. Помимо ухода в «серый» и «черный» режимы налогообложения и обмана артистов в вопросах, касающихся тиражей, здесь работают другие схемы, совершенно немыслимые в цивилизованных странах...

...Средняя стоимость записи альбома поп-артиста колеблется между $50 000 и $100 000. Затраты рок-музыкантов – от $10 000 в самой дешевой студии до $250 000 при работе в Abbey Road, самой престижной студии Лондона. При этом средняя стоимость контракта на выпуск альбома в России независимо от жанра сейчас составляет $15 000. Понятно, что в данном контексте эта цифра – как средняя температура по больнице. Однако она наглядно показывает, насколько расходятся реальные цифры затрат музыкантов с теми гонорарами за записанный альбом, который сейчас может им предложить российская рекорд-индустрия...

...Среди участников рынка широко известен недавний прецедент, когда певица Земфира не смогла получить ни от одного лейбла за свой альбом требуемый ею $1 млн. И даже половину этой суммы. Тогда певица основала свой лейбл и договорилась о распространении альбома «Привет» через сеть салонов сотовой связи «Евросеть» и в качестве бесплатного приложения к глянцевому журналу издательского дома «Коммерсантъ». Судя по всему, эксперимент провалился. Партнеры Земфиры наотрез отказываются комментировать результаты продаж, хотя обычно рады похвастаться своими бизнес-достижениями. А сама певица после некоторых раздумий все же выпустила этот альбом традиционным способом на Real Records с незначительно измененным трек-листом...

Участники рынка утверждают, что все рекорд-лейблы поддерживают связь друг с другом для того, чтобы артист не мог диктовать им цену. На практике достаточно предложить любому из крупных лейблов свой альбом: названная им цена станет последней. Бесполезно обивать пороги других компаний – скорее всего, они уже знают объявленную цифру и с ехидной улыбкой предложат артисту такую же или ниже. Никаких тендеров на выпуск альбома, как это было три-четыре года назад, уже быть не может. Впрочем, обращаться в антимонопольные службы бесполезно. Пытаться доказать факт сговора означает оказаться в черном списке – этого не хочет ни один артист.

Другой распространенный случай – занижение рекорд-компаниями реального тиража релиза. Иными словами, артисту не показывают полных данных по тиражам и соответственно недоплачивают ему авторские отчисления. Жалуются на этот обман все артисты, но публично высказываются немногие. Поп-певица Ирина Богушевская так комментировала результаты продажи своего альбома «Нежные вещи» компанией «Мистерия звука»: «Недавно представитель компании, издающей мои диски, проговорился, что продажи – в первых строках среди всего каталога и, скажу вам, довольно немаленького. Правда, этих цифр все равно не узнает никто и никогда, такой вот у нас рекорд-бизнес, никакой белой отчетности. Кстати, живи я в стране, где работают законы – могла бы уже стать вполне состоятельной девушкой!»

Еще один вариант обмана – передача лицензии на выпуск альбома третьим лицам. Артиста об этом факте просто не уведомляют. Рекорд-лейбл выпускает под своим именем довольно незначительный тираж, за который отчитывается перед артистом, и передает право на выпуск остальных тиражей свой дочерней компании или партнерам по дистрибуции. После чего «забывает» включить цифры их продаж в сводку цифр по проданному тиражу.

Наконец, отдельной графой идет сотрудничество рекорд-лейблов с пиратами. Это самая страшная тайна отечественного шоу-бизнеса и самый закрытый для стороннего наблюдателя сегмент деятельности рекординга. На практике пираты обычно «сидят» на заводе, где в дневное рабочее время штампуют легальные диски, а в ночное время те же люди успешно трудятся на благо музыкальных флибустьеров. Это напоминает водочный бизнес, с той разницей, что рентабельность у музыкального пирата куда ниже, чем у алкогольного производства. Сейчас такое «сотрудничество» возникает из-за желания минимизировать налогообложение. Если прогноз продаж по альбому невелик, то выгоднее не самим выпускать этот альбом, а перепродать мастер-диск пирату за относительно небольшую сумму. Чистая прибыль получается черным налом, при этом лейбл не несет никаких затрат, кроме как на крошечный презентационный тираж.

«Прибыли от музыкального проекта в 80% случаев для рекорд-лейбла нет вообще, компании живут за счет топовых релизов и актуальных каталогов, – отмечает главный эксперт ИА InterMedia Александр Тихонов. – При этом пиратской можно назвать только такую компанию, в отношении которой было соответствующее решение суда. В отношении практически всех существующих на данный момент на отечественном рынке компаний (более 100) таких решений не было».

Это только отрывки из большой и интересной статьи "Крутятся диски". О том, как звукозаписывающие лейблы бывшего СССР задержались в развитии на 10 лет.
Tags: Этот прекрасный мир...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments