В Москве я бывал на Новодевичьем и Ваганьковском кладбищах несколько раз – именно там похоронены все значимые для СССР люди. Круче только Кремлевская стена. В Минске, начиная с 60-х годов прошлого века, видных деятелей культуры, искусства, политики и прочих областей хоронят на Восточном кладбище. Там я и побывал недавно, захватив с собой фотоаппарат.
Известные люди моей страны.
Скромность белорусов настолько всеобъемлюща, что даже известные люди нашей страны нам самим не очень-то известны. Поэтому я постараюсь рассказывать о каждом человеке, у могилы которого мы останавливаемся.
Новые захоронения находятся почти у самого входа на кладбище и надгробие на могиле Мулявина сразу бросается в глаза. Примерно в таком же стиле выполнена и мемориальная доска, которая весит на доме, где жил Мулявин. Один из множества русский, который прославил белорусскую культуру. Родом ведь Мулявин из Свердловска и вот судьба его забросила в минскую филармонию, при которой он создает «Лявоны», а потом и «Песняры». Нелепое ДТП на повороте у Заславля, тяжелая травма, несколько месяцев борьбы за жизнь и конец. Великий человек.
А на одной из окраин кладбища я совершенно случайно наткнулся на могилу первой жены Мулявина – Лидии Кармальской. А на надгробии стоят две фотографии человека очень похожего на Владимира Мулявина. А это он есть, только младший. Сын Владимира Мулявина-старшего. Лежит в одной могиле с матерью. Официальная версия из колонии, куда он попал за распространение и хранение наркотиков - смерть от передозировки. Говорят, был талантливым музыкантом, пока не скололся. Такой судьбы не дай бог никому.
Еще два великих – отец и сын Ерёменко. Николай Ерёменко-младший один из моих любимейших актеров. Всем почему-то больше всего нравится его роль в «Пиратах ХХ века», мне вот по душе перестроечные фильмы типа «Я объявляю вам войну» и «Сын за отца». Ну, и Николай Ерёменко-старший не менее знаменит – «Вечный Зов» и «Освобождение», да и народного артиста СССР просто так не дают. Тоже, кстати, не белорус – из Новосибирска. А вот прославил Беларуси и остался здесь навсегда.
Пройдемся по белорусским писателям, которые почти все покоятся здесь. Только Янка Купала и Якуб Колас похоронены на военном кладбище в центре Минска, а Максим Богданович в Ялте. Конечно, надгробия всех классиков белорусской литературы я не фотографировал, а только те, которые мне чем-то понравились.
Светоч белорусской оппозиции – Василь Быков – покоится под большим валуном, а сбоку прислонена и заботливо укрыта цветами «Погоня». Да-да, это тот самый прозаик стихами которого зачитывался наш президент.
Почти такой же валун стоит и на могиле моего любимого белорусского писателя – Владимира Короткевича («Черный замок Ольшанский», «Дикая охота короля Стаха»). Всего 54 года прожил, а жаль.
Всего 40 лет прожила и поэтесса Яугенiя Янiшчыц.
Я не читал ни одного произведения Андрея Макаёнка, но вот фамилия его на слуху постоянно. А все потому, что на улице названой его фамилией находится белорусское телевидение.
Еще один малоизвестный для меня писатель – Пiлiп Пестрак. Обратите внимание – в одной могиле похоронена вся семья.
На могиле Янки Мавра стоит выразительный памятник.
Пятрусь Броука глядит на нас с надгробья сидя.
А Пятро Глебка стоит и смотрит поверх голов куда-то вдаль.
Так, с писателями разобрались, теперь к деятелям кино и культуры. Михаил Пташук лежит недалеко от Короткевича, по роману которого он снял фильм «Черный замок Ольшанский». И совсем рядом с Мулявиным, который тоже попал в автокатастрофу.
Стефания Станюта. Странное дело, вроде сыграла и не в большом количестве фильмов, а, пожалуй, самая узнаваемая белорусская актриса. Жаль, что успех пришел к ней поздно, но и прожила она не мало.
Владимир Корш-Саблин. Тоже не белорус. Приехал в Минск создавать у нас кино. И таки создал «Беларусьфильм». Можно сказать – папа белорусского кинематографа.
Александровская Лариса Помпеевна. Человек из другой эпохи. Оперная певица, народная артистка СССР, руководила белорусской оперой в 50-х. Судя по состоянию могилы, сейчас о ней мало кто вспоминает.
Иосиф Жинович. Оказывается, много сделал для популяризации народной белорусской музыки. Очень уж мне надгробие понравилось.
Композитор Юрий Бельзацкий. Когда фотографировал могилу, я был без понятия кто это такой. Сейчас-то я, конечно, поковырялся в интернете и знаю, что он был «дирижером Театра муз. комедии, концертмейстером Белорусского театра оперы и балета, дирижером киностудии "Беларусьфильм", худож. рук. эстр. орк. Белорус. радио и телевидения».
Могила одного из соавторов «Кургана Славы» скульптора Андрея Бембеля.
А здесь лежит трехкратная олимпийская чемпионка по фехтованию Татьяна Самусенко. Рядом сын?
Вратарь футбольного минского «Динамо», а с 1994 года – директор стадиона «Динамо» - Вячеслав Хрусталев. Много сделал для поднятия престижа спорта Беларуси. Ну, и Егор Хрусталев, телеведущий, тоже его творение.
И завершает список «знаменитостей» некто Василий Феофилович Купревич. Заслуживает внимания тот факт, что сначала на надгробие написано «матрос октябрьской революции» и только потом «президент академии наук БССР». Вот такие жизненные итоги.
Экипажи самолетов
Экипаж Ту-134, который в 1979 году выполнял рейс «Ташкент - Минск» и столкнулся в небе с другим самолетом, летевшем по маршруту «Челябинск - Кишинев». Погибло 172 человека, в том числе 17 футболистов команды «Пахтакор».
Экипаж Ту-124, разбившегося 3 января 1976 года. К сожалению, ничего не смог найти по этому поводу.
2005 год, 23 марта, 23 часа, 07 минут. Такая дата стоит на постаменте. В комментариях мне сообщили, что это могилы погибших летчиков экипажа Ил-76, потерпевшего крушение в Танзании -
Семьи и судьбы
Как я уже писал, гуляя среди могил и читая надписи на надгробьях, невольно представляешь судьбу человека, который лежит перед тобой на глубине двух метров. Вот семейное захоронение интеллигентов: папа - народный артист, мама - заслуженная артистка, сын – искусствовед.
А вот человек прожил всего 31 год и уже заслужил право быть похороненным на Восточном кладбище. Эх, если бы жизнь отмерила ему чуть больше времени.
Девятнадцатилетний парень утонул, а безутешная мать заказала вот такой пронзительный памятник. Сама лежит здесь же, пережив сына на три десятка лет.
Инженер Анна Вульфовна Палей-Финкельштейн безвременно скончавшаяся 24 августа 1957 года на 24 году жизни.
А вот два брата. Старший (слева) умер 8-летним мальчишкой. Младший погиб в 19 лет, выполняя служебный долг. Видимо в армии. Даже не берусь представлять горе родителей.
Отец 33 года, сын 3 года, дочь 1 год. Погибли в один день – 3 декабря 1972. Прошло 35 лет, а могилы жены и матери рядом нет.
Муж погиб в 28 лет, жена умерла через 30 лет. Лежат в одной могиле, неужели она его любила до конца жизни или так и не нашла себе другого?
Славик Кукушкин трагически погиб в 14 лет. Мама и папа через 45 лет. Пришлось их хоронить его сестре, которая, впрочем, сама умерла еще через три года.
После окончания гражданской войны в Испании 1936-1939 годов в СССР приехало много иммигрантов, испанцев-коммунистов. Хосе Рубио-Мартынес один из них.
Семейные склепы у нас не принято делать, а вот семейные захоронения очень даже. Вот, например, в двух могилах лежит пять человек и еще место для шестого оставлено.
В одной могиле три человека и уже даже подписаны те четверо, кто лягут суда следующими.
Семья Антоневичей – отец, мать и дочь. Все в одной могиле.
Семья Рымарей. Жена пережила мужа на 34 года.
Вот тоже интересно – семья Алексютовичей. Отец – балетмейстер, дочь – заслуженный деятель искусств Беларуси, а сын – инженер-подполковник. Причем, судя по памятнику, именно благодаря нему вся семья лежит на этом кладбище и в центральном секторе.
Сара Львовна Каждан-Патент 34 года, а на дальнем плане – Адольф Фабианович Ржеутский. Типично белорусские имена и фамилии. Это я, кстати, не шучу.
Станция метро «Немига» 30 мая 1999 года
Именно на Восточном кладбище похоронено большинство погибших в переходе станции метро «Немига». Во-первых, стоит памятник всем похороненным именно на этом кладбище жертвам.
Во-вторых, сами могилы.
Руководители Беларуси
Самые помпезные и большие могилы выделены людям, которым пришлось руководить нашей синеокой страной. Каждая такая могила вынесена в отдельный сектор и занимает 50-100 метров квадратных. Там, кстати, есть еще места для следующих ушедших в вечность белорусских царей. Странно, но в основном похоронены те, кто руководил страной вместе с Машеровым. Где остальные наши рулевые не понятно. Начинается этот некрополь главных лиц государства, конечно, с могилы первого батьки Беларуси – Петра Мироновича Машерова.
Притыцкий Сергей Осипович. С 1967 г. Председатель Президиума Верховного Совета БССР. То есть как раз с того времени, когда к власти пришел Машеров. Пробыл председателем всего пять лет и умер. Почему именно его фамилией названа одна из самых протяженных улиц Минска и отгрохано такое надгробие, мне не понятно. Для меня хотя бы Корш-Саблин больше сделал для Беларуси, чем Притыцкий.
Козлов Василий Иванович – был Председателем Президиума Верховного Совета БССР с 1948 по 1967 год, до самой смерти. Сменил его Притыцкий, а Притыцкого - Сурганов.
Киселев Григорий Яковлевич был и министром культуры, и министром просвещения, зам.председателя совета министров… Разносторонний политик.
Генерал армии Пеньковский Валентин Антонович. Был главой белорусского военного округа, но больше представляет интерес то, что его внучатым племянником был Олег Пеньковский – самый известный шпион, который работал на США.
Улицы, на которых я живу
Всю жизнь прожил на улице Сурганова, а вот и его могила. Руководитель Беларуси в 1971-76 годах (до гибели в автокатастрофе).
Леонид Беда. Летчик, в честь которого названа еще одна улица рядом с моим домом. Лежит в 20 метрах от Сурганова, а улицы названые их фамилиями пересекаются. Это неспроста - Сурганов и Беда погибли вместе в автокатастрофе. В 50 метрах – могила Мулявина, который жил на улице Л.Беды в доме №13.
Надгробия
Ну, и в конце, просто красивые или необычные надгробия, которые мне попадались на Восточном кладбище. Вот сидящая бабушка.
Здесь мне понравилась надпись, которая стоит внизу могилы: «Спасибо вам, что вы пришли».
Икар на могиле летчика.
Большой сектор еврейских могил.
Это не я криво фотографировал, а памятник покосил от времени. Уже даже не разобрать - кто там похоронен.
Стилизованный сокол на могиле Соколовской Елены.
Всего 33 года прожила Наталья Язовских.
Никогда не видел пасхальных яиц на надгробиях. Это что-то означает?
Могила дипломата. В комментариях добавили, что это сын министра иностранных дел Беларуси и чрезвычайного и полномочного посла Республики Беларусь в Соединенных Штатах Америки и в Мексиканских Соединенных Штатах по совместительству, Хвостова Михаила Михайловича.
Еще одна стилизованная птица.
А это надгробие мне понравилось своей простотой, но, в то же время, отличием от других. Просто черный круг на земле, а сверху высохший ствол дерева.
Академик и его дочь.
Муж и жена. Их фото как-будто стоят на книжкой полке в рамочках, а рядом сидит девушка и читает.
Могила маленькой девочки.
Девушка в лодке и с палитрой на могиле народного художника Беларуси.
А это могила заслуженного строителя Беларуси.
21-летний парень, какое-то необычное надгробие. В комментариях мне сообщили, что раньше на надгробии было хрустальное сердце, которое разбили.
Если вам вдруг потребуются все эти фотографии в высоком качестве, то они лежат здесь.
Путешествия Леши Халецкого: |
||
---|---|---|
Беларусь: | Планета: | Кладбища: |