
Интересно, кому из вас чистый белорусский язык нравится? Мне например, очень нравится. Моя классная руководительница была учителем белорусского языка и литературы и постоянно разговаривала только по-белорусски. В принципе, это единственный человек в моей жизни, который говорил на языке страны, в которой я родился и вырос. Еще, конечно, были дикторы на местных телеканалах, пока года два назад и они не перешли на русский язык.
Язык жив, пока на нем говорит интеллигенция. Потому что именно она несет правильный язык в массы. Хотя гости Беларуси почему-то считают, что у нас в деревнях говорят по-белорусски. На самом деле у нас в деревнях говорят на различных смесях белорусского с русским, украинским и польским, в зависимости от географии. Оставшаяся же очень малочисленная белорусскоговорящая интеллигенция занимает поразительной фигней - решает, какой белорусский язык правильнее! У нас тут так исторически сложилось, что существует два правильных бел.языка - наркомовка и тарашкевица. Первое - это введенная в 1933 году постановлением Совнаркома реформа белорусского языка. Я не знаю зачем эти споры, если ни на одном из этих языков все равно никто не говорит. Мне еще вспоминается, как покойный
Зато Запад продолжает давать нашей оппозиции совсем немаленькие гранты, которые та просирает в нелепых попытках реанимировать родную мову. Например, существовал такой журнал - "Студэнцкая думка". По содержанию - довольно интересный молодежный журнал. Я бы даже сказал, просто лучший из всех, что выходили в Беларуси. Но был он целиком и полностью на белорусском языке. Более того - на тарашкевице, хотя мы все в школе учили наркомовку. Я помню, что я мог осилить только рецензии на музыкальные диски. Статьи же, даже по интересной для меня теме, вызывали такое отторжение, что никогда до конца не дочитывались. Самое интересное, что журналисты в журнал свои статьи предоставляли на русском языке, а потом уже они редакторами переводились на белорусский. Официально считается, что журнал закрылся из-за кровавой белорусской гебни, но, если рассуждать объективно, журнал никогда не пользовался широкой популярностью, хотя и распространялся бесплатно. Именно из-за языка.

Теперь осваиваются деньги на другой белорусскоязычный проект - телеканал Белсат. Его смотреть так же тяжело, как и читать "Студэнцкую думку". В чем, вообще смысл СМИ? Доносить информацию до потребителя. Чем проще, понятнее это сделано - тем лучше. А нас заставляют сначала напрячь мозги, чтобы вообще понять, что нам говорят. Белсат, естественно, менее популярен чем государственные телеканалы, даже если принять во внимание тот факт, что он вещает только через спутник. И эти люди хотят сменить нынешнюю власть!

У большей части населения Беларуси родной язык вызывает бешеную ненависть. Во-первых, потому что теперь он прочно ассоциируется с оппозицей, во-вторых, из-за его насильственного насаждения в 90-х, когда он уже был мертв. К сожалению, мой текст получился таким, будто я вообще призываю язык запретить, но это не так.
Свой собственный язык для страны очень важен, как и своя культура. Чем меньше мы зависим от других, тем лучше. Понимаю, что пишу, как махровый националист, но такова моя позиция. Сейчас Беларусь потребляет только российскую культуру практически не имея своей. И это произошло именно из-за русификации нашей страны. У меня по русской литературе похвальный лист, мои сочинения на русском языке зачитывала учительница перед классом. А сочинения на белорусском языке я всегда писал между тройкой и четверкой - и это объективно. Потому что мне сложно было правильно выражать свои мысли по-белорусски. Единственную вещь из программы белорусской литературы, которую я прочитал - "Тутэйшые" Купалы - я вспоминаю с омерзением, потому что в хрестоматии Тутэйшие были меньше 100 страниц, а читал я их неделю. Продирался сквозь слова и пытался собрать их в смысловой пазл. Поэтому и мысли белорусских классиков прошли мимо меня, зато русских я впитал полностью. Так носителем какой культуры я являюсь? А если я вдруг начну писать по-белорусски?
Мне кажется, чем больше Россия нас будет зажимать своими газам и нефтью, тем больше вероятность того, что государство постарается вернуть утраченный интерес к белорусскому языку. То что язык можно возродить только на государственном уровне никто не будет оспаривать? Вот только делать это надо нежно, не обрубая все концы. Нас и старшие поколения говорить и думать по-белорусски уже не заставишь, а вот маленьких - в самый раз. То есть начинать с первых классов школы проводить предметы только по-белорусски, на телевидение пускать социальную рекламу вроде как про фликеры: "Пожалуйста, говорите со своими детьми по-белорусски". Так же пускать социальные ролики на тему "Зачем вообще нужен свой язык". И результатов ждать минимум лет черерз 30, а не прямо вот сейчас.
