?

Log in

No account? Create an account
Я

crazyhamster

Запотевшая банка Бешеного Хомячка

Леша Халецкий. Видео, звук, текст.


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Я
crazyhamster

Мастеринг от Stefan Betke aka Pole

Вчера побывал на первом (и для меня единственном) мастер-классе фестиваля "Unsound". Штефан Бетке (Stefan Betke) рассказывал о его философии мастеринга. До конца мероприятия поприсутствовать у меня не получилось, но то что услышал, постараюсь сейчас сжато вам пересказать. Да, уточню, что Штефан Бетке специализируется на таких стилях, как dub, glitch, minimal electronic.

Вообще, как я понял, для западных музыкантов именно мастеринг является главным в работе со звуком, а не сведение, как это принято у нас. То есть сведение должны делать сами музыканты, а потом отдавать готовый трэк тому же Штефану, который будет доводить звук до идеала.

Интересно, что Штефан крайне не рекомендует заниматься мастерингом самим музыкантам, даже если они хорошие звуковики. В качестве примере он приводит самого себя. Только один раз они делал мастеринг собственного альбома, промучался три месяца и остался не доволен результатом.

Нельзя на мастеринг отдавать трэк в mp3 даже с самым высоким битрейтом. Вообще Штефан очень на формат mp3 ругался, например вообще нельзя играть mp3 в клубе.

Не имеет особого значения sample rate, то есть 44.1khz или 192khz, только зря место на винчестере файлы с большей частотой занимать будут.

А вот что действительно важно - bit depth. То есть количество информации записанной для каждого сэмпла. Тут уже чем выше, тем лучше. На мастеринг надо отдавать треки от 24 bit и выше.

Надо стремится к тому, чтобы громкость вашего трека была как можно ближе в 0db, но не выше! Можно считать, что, чем ниже громкость трека, тем меньше его bit depth. Например, у вас трек 24 bit, но его громкость -12db, значит реально он 16bit.

До мастеринга нельзя делать никакие компрессии или максимайзеры с треком. Как сказал Штефан, трек в редакторе тогда выглядит как "кирпич" и он уже с ним ничего сделать не может. В моему понимании это приблизительно что-то такое:


Главное - музыка. То есть надо постоянно создавать новые треки, а не собирать навороченную студию в надежде на то, что именно с крутым железом вы начнете делать крутую музыку.

Из "железа" главное - мониторы (колонки). Вот на них стоит потратиться.

Размещение мониторов. Лучшее помещение - прямоугольное. Размещать мониторы следует на одной из коротких сторон комнаты, так будет меньше звуковых отражений.

Лучше всего размещать по той стене, где есть окно, потому что стекло сильный резонатор.

Нельзя размещать мониторы вплотную к стене, потому что каждая стена будет давать +2db к громкости низких частот. Вам захочется сделать бас тише, хотя на самом деле он и так звучит тише.

Чтобы слышать правильный звук, вы должны находится на вершине равностороннего треугольника, тогда как основой его будет линия соединяющая мониторы.

Любой мастеринг Штефан делает в такой последовательности: 1.EQ (эквалайзер); 2.Компрессор; 3.Лимитер.

Интересная фишка, эквалайзинг Штефан начинает с поиска резонирующих звуков. Для этого он в эквалайзере делает повышение частот на 12db с очень узким значение частоты и прогоняет его по всем частотам. Там, где звук начинает резонировать, он частоты прибирает. Возможно, я несколько сумбурно описал, вот как это на картинке выглядит:


Штефан придерживает философии "не увеличивать громкость частот, а только ее уменьшать". В этом ему помогает интересная особенность человеческого уха. Например, вам хочется низкие частоты сделать громче, для этого достаточно высокие частоты сделать тише! Уху будет казаться, что бас стал громче, хотя на самом деле это не так. Сюда же можно отнести и невозможность для человеческого уха определить панораму баса. Если, например, мы четка может сказать, что звук фортепиано звучит слева, то для бас-бочки (кика) или бас-гитары это не возможно.

Слушать трек на средней громкости. Ни в коем случае не делать очень громко, тогда вы при мастеринге потеряете динамику. Динамичность трека должна достигаться за счет самой музыки, а не громкости.

Если вы делается танцевальную, клубную музыку, то вам надо в обязательном порядке ходит по клубам и слушать, как звучат новинки. Еще Штефан отметил, как отличается звук в разных частях мира. Например в Канаде предпочитают делать бас-бочку, как-будто "бьешь по мокрому дереву", в Великобритании - мощный кик, в Германии - глубокий даб-кик и так далее. Кроме того, будьте готовы, что вам придется делать несколько версий мастеринга в зависимости от того, где ваш трек должен прозвучать - в клубе или на радио.

Это, конечно, не все, что Штефан говорил и я буду только рад дополнениям от тех, кто там тоже присутствовал.


  • 1
Ничего нового, в принципе, но выпускать из головы эти вещи не стоит.

не знаю, про расположение мониторов я не знал.

Я тоже не знал, пока не купил. В инструкции был аккуратный рисунок с подписями на тему правильной установки. :)

(Удалённый комментарий)
ни у одних моих колонок не было схем. Может теперь уже считается это как бы само собой разумеющимся?

С языка снял :)

Дружище Хомячог, это же базовые понятия ;)

Re: С языка снял :)

гы-гы, это ты так думаешь. Мне не далее как месяц назад человек доказывал, что mp3 уже убило wav и последним пользуются только извращенцы;) Я прям как-то даже подумал - блин, какой я старый.

(Анонимно)
исходя из текста при 24 битах на первые 12 дцб используется 8 бит, а на остальные, 100 к примеру, всего 16, ты бы хоть книжки почитал, прежде чем писать)))

(Анонимно)
"Интересная фишка, эквалайзинг Штефан начинает с поиска резонирующих звуков. Для этого он в эквалайзере делает повышение частот на 12db с очень узким значение частоты и прогоняет его по всем частотам."

это говорит лишь о не профессионализме человека

"Не имеет особого значения sample rate, то есть 44.1khz или 192khz"

а это, о том что человек не знает ничего о цифровом звуке, что ещё хуже первого

"Сюда же можно отнести и невозможность для человеческого уха определить панораму баса. Если, например, мы четка может сказать, что звук фортепиано звучит слева, то для бас-бочки (кика) или бас-гитары это не возможно."

Ваш Штефан - полный идиот, послушайте джаз

"Вообще, как я понял, для западных музыкантов именно мастеринг является главным в работе со звуком, а не сведение, как это принято у нас."

коментарии излишне

имхо: лучше ты эту статью совсем убери, а то засмеют. прими это как дружеский совет.
вышеперечисленые цитаты, вкорне не верны и это лишь малая часть ошибок замечаных беглым ознокомлением с твоим текстом



(Анонимно)
учи матчасть придурок.
звуки частоты ниже 150Гц не локализуются человеческим ухом в пространстве.

(Анонимно)
Мальчик иди нах.
Штефан очень уважаемый музыкант и саунд дизайнер, а ты хуй с горы.
К тому же писать такую ересь не соображая ничего в звукорежиссуре, что ты прекрасно показал, это верх самонадеянности.

PS. тебе не более 19 лет, и скорее всего проблемы с девушками)

  • 1