Алексей Халецкий (crazyhamster) wrote,
Алексей Халецкий
crazyhamster

Category:

Мастеринг от Stefan Betke aka Pole

Вчера побывал на первом (и для меня единственном) мастер-классе фестиваля "Unsound". Штефан Бетке (Stefan Betke) рассказывал о его философии мастеринга. До конца мероприятия поприсутствовать у меня не получилось, но то что услышал, постараюсь сейчас сжато вам пересказать. Да, уточню, что Штефан Бетке специализируется на таких стилях, как dub, glitch, minimal electronic.

Вообще, как я понял, для западных музыкантов именно мастеринг является главным в работе со звуком, а не сведение, как это принято у нас. То есть сведение должны делать сами музыканты, а потом отдавать готовый трэк тому же Штефану, который будет доводить звук до идеала.

Интересно, что Штефан крайне не рекомендует заниматься мастерингом самим музыкантам, даже если они хорошие звуковики. В качестве примере он приводит самого себя. Только один раз они делал мастеринг собственного альбома, промучался три месяца и остался не доволен результатом.

Нельзя на мастеринг отдавать трэк в mp3 даже с самым высоким битрейтом. Вообще Штефан очень на формат mp3 ругался, например вообще нельзя играть mp3 в клубе.

Не имеет особого значения sample rate, то есть 44.1khz или 192khz, только зря место на винчестере файлы с большей частотой занимать будут.

А вот что действительно важно - bit depth. То есть количество информации записанной для каждого сэмпла. Тут уже чем выше, тем лучше. На мастеринг надо отдавать треки от 24 bit и выше.

Надо стремится к тому, чтобы громкость вашего трека была как можно ближе в 0db, но не выше! Можно считать, что, чем ниже громкость трека, тем меньше его bit depth. Например, у вас трек 24 bit, но его громкость -12db, значит реально он 16bit.

До мастеринга нельзя делать никакие компрессии или максимайзеры с треком. Как сказал Штефан, трек в редакторе тогда выглядит как "кирпич" и он уже с ним ничего сделать не может. В моему понимании это приблизительно что-то такое:


Главное - музыка. То есть надо постоянно создавать новые треки, а не собирать навороченную студию в надежде на то, что именно с крутым железом вы начнете делать крутую музыку.

Из "железа" главное - мониторы (колонки). Вот на них стоит потратиться.

Размещение мониторов. Лучшее помещение - прямоугольное. Размещать мониторы следует на одной из коротких сторон комнаты, так будет меньше звуковых отражений.

Лучше всего размещать по той стене, где есть окно, потому что стекло сильный резонатор.

Нельзя размещать мониторы вплотную к стене, потому что каждая стена будет давать +2db к громкости низких частот. Вам захочется сделать бас тише, хотя на самом деле он и так звучит тише.

Чтобы слышать правильный звук, вы должны находится на вершине равностороннего треугольника, тогда как основой его будет линия соединяющая мониторы.

Любой мастеринг Штефан делает в такой последовательности: 1.EQ (эквалайзер); 2.Компрессор; 3.Лимитер.

Интересная фишка, эквалайзинг Штефан начинает с поиска резонирующих звуков. Для этого он в эквалайзере делает повышение частот на 12db с очень узким значение частоты и прогоняет его по всем частотам. Там, где звук начинает резонировать, он частоты прибирает. Возможно, я несколько сумбурно описал, вот как это на картинке выглядит:


Штефан придерживает философии "не увеличивать громкость частот, а только ее уменьшать". В этом ему помогает интересная особенность человеческого уха. Например, вам хочется низкие частоты сделать громче, для этого достаточно высокие частоты сделать тише! Уху будет казаться, что бас стал громче, хотя на самом деле это не так. Сюда же можно отнести и невозможность для человеческого уха определить панораму баса. Если, например, мы четка может сказать, что звук фортепиано звучит слева, то для бас-бочки (кика) или бас-гитары это не возможно.

Слушать трек на средней громкости. Ни в коем случае не делать очень громко, тогда вы при мастеринге потеряете динамику. Динамичность трека должна достигаться за счет самой музыки, а не громкости.

Если вы делается танцевальную, клубную музыку, то вам надо в обязательном порядке ходит по клубам и слушать, как звучат новинки. Еще Штефан отметил, как отличается звук в разных частях мира. Например в Канаде предпочитают делать бас-бочку, как-будто "бьешь по мокрому дереву", в Великобритании - мощный кик, в Германии - глубокий даб-кик и так далее. Кроме того, будьте готовы, что вам придется делать несколько версий мастеринга в зависимости от того, где ваш трек должен прозвучать - в клубе или на радио.

Это, конечно, не все, что Штефан говорил и я буду только рад дополнениям от тех, кто там тоже присутствовал.
Tags: Территория звука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments